Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+


«Сельский порядок». Исконные рецепты и народные напевы села Дунайка

«Сельский порядок». Исконные рецепты и народные напевы села Дунайка

Село Дунайка Грайворонского округа расположено в 70 километрах от Белгорода и в 9 от райцентра. Стоит на реке Ворсклице. Село небольшое, всего 500 человек, но среди хвойных лесов не затерялось, потому что громко звучат дунайская гармонь и грайворонские напевы...

История названия

История заселения этого края связана с основанием крепости Хотмыжск. Сюда приезжали и оставались жить отставные военные. Им выделялись поместья, которые назывались по фамилии землевладельцев. Сегодня это улицы Сухотиновка, Степановка, Леляковка. Позже в эти земли от польско-литовской Шляхты бежали черкасы и обустраивали рядом с военными свои слободки. Грайворонская территория им понравилась: плодородные земли, широкие реки и густые леса. Но иногда брала тоска по родине.

«Во время весеннего разлива наших рек, нашей Ворсклицы образовалась кругом по понижению вода, кругом вода. Полный разлив. Синее море. И многие из переселенцев сказали: «О, чистый Дунай» и назвали питающий Ворсклицу ручеёк Дунайчик. И то место, где впадает ручеёк этот в Ворсклицу, та улица, та слободка или слобидка, получила название Дунайка», – рассказала краевед Елена Маринина.

Помещики Шатохины

«Старинный парк, раскинувшийся в центре села, называют Шатохинским. По фамилии нашего местного помещика Шатохина Алексея Ивановича, который жил в конце XIX века. У нас даже есть свой гастрономический фестиваль «Шатохинская трапеза». Веселится всё село. Приезжают из соседних сёл, из соседних районов, из областей. И, конечно же, на нашем фестивале наши жители представляют свои кулинарные шедевры», – рассказал глава Дунайской территориальной администрации Валентина Коренева.

К сожалению, фото помещика Шатохина не сохранилось. О том, какой это был человек и почему в его честь собирают фестивали, люди в Дунайке знают по рассказам своих прабабушек. Шатохины были из тех отставных военных, которые получили здесь земли за службу. И на этих землях Алексей Иванович организовал выдающуюся по тем временам экономию. В центре села – крахмально-паточный завод, на котором делали крахмал высшего качества и даже отправляли на экспорт, а под горой – кирпичный завод. И из кирпича собственного производства построено немало зданий. Позже некоторые были разрушены, но остались и те, что до сих пор служат людям. Это здание земской школы. Сегодня в нём торговый центр.

Сохранилась сторожка, которую помещики построили для местного батюшки. А ещё сохранился дом самих Шатохиных. Сегодня в нём живут три обычные семьи дунайцев. Их двор выходит в сад-парк: он тоже сохранился, хоть и постарел. Местные вспоминают, что обычному люду дозволялось собирать здесь яблоки...

Октябрьская революция и раскулачивание избавили Дунайку от помещиков. Шатохины уехали жить в Грайворон. Но Алексей Иванович всегда спрашивал при встрече у земляков, как там его Дунайка...

«Узнав о том, что в саду проводится раскорчёвка, что выкорчёвываются кусты сирени и многие плодовые деревья, он был ужасно этим возмущён и, однажды встретив на рынке в городе Грайвороне бывшего своего работника, в тот момент возглавлявшего сельский совет, Денисова Ивана Алексеевича, он ему сказал: «Ну что же вы делаете? Что вы творите? Я же ушёл, ничего с собой не взял, я же людям это всё оставил! А вы что?» И поскольку он шёл, опираясь на палочку, он эту палочку поднял да по плечам его, да по плечам!» – рассказала краевед Елена Маринина.

В советские времена шатохинские заводы перешли в коллективную собственность и были разобраны буквально по кирпичам. Но перед этим, в голодном 33-м, крахмально-паточный сослужил людям ещё одну, свою последнюю службу.

«Когда совершенно есть было нечего, люди шли к той трубе, где промывали картофельные очистки. Обычно картофель натирают, а потом промывают водой, и крахмал оседает на дне моечной. Так вот они приходили, находили эти очистки. Несли домой, с радостным впечатлением, что досталось хоть что-то съедобное. Варили их, добавляли туда травки съедобные – калачики, потом бруньки с берёзы, эти серёжки туда добавляли, варили и ели», – пояснила Елена Маринина.

Местный деликатес – лёпанцы

«Наши хозяйки чего только там не наготовят! Там и печёного, и жареного, пареного, и консервированного. Мы устраиваем конкурсы, и практически все призовые места дунайцы наши занимают», – подчеркнула директор дунайского Дома культуры Раиса Ковалёва.

Лёпанцы – дунайское блюдо, которому здесь посвящают стихи и частушки. Невероятный аромат и хрустящая корочка вызывают гастрономический восторг! Надежда Кренёва лепит их по старинному рецепту своей бабушки и с радостью делится им со всеми.

«Лёпанцы – по сегодняшнему дню – это жареные пирожки. Они делаются быстро. Вот я сварила в литре воды 3-4 картошины. Картошку я потолкла, потом вылила эту же воду, в которой я сварила», – начала рассказывать рецепт Надежда Кренёва.

Картофельный отвар уже солёный, поэтому в тесто соль добавлять не нужно. Просто положите 100 граммов дрожжей и долго перемешивайте. Чтобы тесто лучше подошло, его в Дунайке переливают в специальную посуду – макитру. После этого кладётся ложка сахар, растительное масло и мука добавляются на глаз – пока тесто не обретёт эластичность и не будет отставать от рук, тогда начинается вымешивание.
После тесто ставят на полтора часа в тёплое место. Как только оно вырастет в объёме в пару раз, нужно достать и хорошенько его отшлёпать и добавить секретный ингредиент – хорошую песню.

Готовое тесто нарезают на одинаковые кусочки, как на пирожки, делают лепёшки, кладут начинку и заворачивают. Последний штрих – обжарка в масле до золотистого цвета. Но есть их надо не с чаем, а с киселём. В этом селе так повелось со времён крахмального завода, да и у трудолюбивых дунайцев всегда было вдоволь картофеля, а значит, и крахмала.

Певцы дунайские

И на всё хватало времени: и в колхозе отработать, и домашние дела переделать, и песню спеть. Елена Горбатовская – первая певица на селе. Она может без перерыва весь вечер петь частушки и ни разу не повториться. Сегодня они для неё – средство от бессонницы: тихонько поёт себе на ночь, чтобы уснуть. А в детстве спеть частушку значило прикоснуться к миру взрослых!

Поют в Дунайке и серьёзные песни, которые за душу берут и долго не отпускают. Знакомьтесь: вокальный мужской коллектив «Ребята деревенские», самоучки и самородки. Несмотря на то, что профессиональных певцов среди них нет: в ансамбле водитель, строитель, военный и гармонист...

«Настолько позитивные, настолько доброжелательные эти мои ребята деревенские! Просто я когда с ними нахожусь, я живу, расцветаю, это шутники, это юмористы», – рассказал Александр Прокопенко.

Репертуар у дунайцев: и старинные – русские народные, и украинские – певучие, и казачьи – удалые, и собственного сочинения, конечно, про родную Дунайку.

«Русская душа в ней заложена, в гармошке. Ведь играли на ней дедушка, пели бабушки мои под неё, мама пела. Уже, к сожалению, никого в живых не осталось. Но с ними хочется пообщаться с родными. И я со своими предками общаюсь через гармошечку...» – поделился Александр Прокопенко.