«В селе Кустовом проживают порядка 1700 жителей. Здесь есть всё для комфортной жизни: это и офис семейного врача, и отделение банка, ветеринарная лечебница, магазины. Но особая гордость – это наши социальные объекты: замечательный и уютный детский сад, прекрасная средняя школа, красивый большой Дом культуры и, конечно же, храм Покрова Пресвятой Богородицы», – рассказал глава Кустовской террриториальной администрации Роман Фальков.
«История нашего села начинается с 27 февраля 1767 года, когда был подписан Погостный наказ однодворцев села Кустового Карповского уезда Белгородской губернии. Существует такая легенда, что когда здесь появились первые поселения, то люди селились группами, кустами. И в нашей местности много произрастает кустарника», – рассказала жительница Кустового Людмила Новоселова.
Располагаясь на берегу реки Ворсклы, село славилось плодородными землями. Люди здесь издавна занимались земледелием, рыбной ловлей, а еще гончарным промыслом. Старые кувшины в местном школьном краеведческом музее тому доказательство.
«Большую часть экспозиции составляют народные костюмы. В основном это женские народные костюмы. Характерным костюмом для нашей местности был сарафанный комплекс, состоявший из сарафана, который шили из грубой черной или синей ткани и отделывали различной тесьмой, и рубахи – в нашей местности она называется манешка. Манешка состояла из верхней части, которая была вышита и выполнена из отбеленного льна и нижней части из грубого льняного полотна была сшита. У женщины обычно было несколько верхних частей и одна нижняя. Одежда должна была быть очень удобной, для того чтобы можно было выполнять работу. Обязательной составной частью сарафанного комплекса является фартук», – пояснила Людмила Новоселова.
Бабушки рассказывали, что надевали под фартук тряпичную сумочку на веревочном поясе. Эта маленькая сумочка называлась мымря. Каждая женщина в ней могла незаметно держать деньги, платки.
Также в местном музее можно увидеть наряд фольклорного ансамбля «Вербушка». Коллектив был организован в 70-е годы директором Кустовского клуба Ольгой Анисимовой, а руководил им Иван Веретенников. Без этих бабушек в селе не обходилась ни одна свадьба. Даже в девяностые, когда дискотека давно пришла в село, эти высокие гостьи на праздники были приглашены всегда.
«Они всегда «обыгрывали» молодых. «Обыгрывали» – это значит подходили к молодому, то есть к жениху, с угощением – стакан водки или самогона, ему пели песни, то есть обыгрывали, а он должен был в этот стакан бросить денежку. В селе это были самые активные бабушки. Это были свекловичницы, убирали сахарную свеклу в колхозе. Они были всегда на виду, даже когда убирали свеклу – пели. Когда грузили свеклу, а это было всё вручную, – пели», – поделилась воспоминаниями жительница Кустового Валентина Колосова.
Колхоз в Кустовом образовался в 1930 году. Председательствовать прислали Комарова, но местные его признали вредителем и назначили своего, кустовского – Тихона Григорьевича Свищёва, которому впоследствии поставили памятник в центре села, а его именем назвали местную улицу.
«Появился первый трактор, появились молотилки, колхоз зажил, колхоз стал богатым. У нас в колхозе кирпичный завод был еще до войны, у нас был построен Дом культуры до войны на 500 мест, и галерка для духового оркестра была… У нас до войны был свой медпункт, роддом, была очень богатая библиотека, словом, колхоз был очень богатым. И колхоз неоднократно занимал первые места и висел на Доске почета не только района, но и области. Далее была построена электростанция. У нас была река полноводная, очень большая река, своя электростанция», – рассказала Валентина Колосова.
Очень трудно жителям Кустового пришлось в Великую Отечественную. Село было оккупировано. Были случаи, когда люди два года жили в подвале, еле справляясь с холодом и голодом, а рядом стоял фашистский лагерь военнопленных.
После войны силами выживших жителей колхоз восстанавливали с нуля – и снова в передовики. Это хозяйство работает и сегодня. Только имя сменило. Бывший колхоз имени Дзержинского теперь называется «Кустовое».
«Главным работодателем села является сельхозпредприятие «Кустовое». Помимо рабочих мест, большой вклад наше базовое предприятие оказывает и в развитие села. Любые фестивали, праздники и благоустройство территории. Благодаря шефской помощи нашего сельскохозяйственного предприятия в прошлом, юбилейном году мы капитально отремонтировали братскую могилу. А еще в селе появился замечательный храм», – рассказал Роман Фальков.
Руководитель предприятия Николай Самойлов – лауреат премии Горина, бывший председатель райисполкома Яковлевского района. В 92-м возглавил мясокомбинат, а вскоре ему порекомендовали взять шефство над испытывающим трудности в то время хозяйством «Кустовое».
710-е постановление 1999 года касалось экономического оздоровления неплатежеспособных сельхозпредприятий. Сын Николая Андреевича Юрий Самойлов помнит, каким трудом отцу давались первые результаты этого оздоровления.
«Он на производстве, когда сюда пришел, жил. Да он и сейчас живет. Дома бывает редко, родные его редко видят, он здесь постоянно…. В цифрах: КРС около 3 тысяч голов было всего по хозяйству, на сегодняшний день – 10 тысяч голов. В три раза увеличили поголовье. Урожайность тоже у нас на сегодняшний день 22 тысячи тонн зерна, а было 7, даже 6. Это Николай Андреевич, его заслуга», – рассказал исполнительный директор ООО «Кустовое» Юрий Самойлов.
«Кустовое» является единственным источником поставки мяса говядины для Томаровского мясокомбината. Здесь налажено кормопроизводство. На производстве работают 350 человек, большинство из них – жители села.
«Томаровский мясокомбинат получает говядины столько, сколько надо, по заявкам. Если произвели больше, тогда мы животных продаем. У нас есть большие холодильники на мясокомбинате, но необходимость замораживать говядину отпала, потому что мы получаем, когда надо и сколько надо, и работаем с охлажденкой, не морозим. Поэтому и колбаса вкусней», – отметил Николай Самойлов.
Гордятся в «Кустовом» и своими молочными реками. Говорят, те самые рационы, с детства подобранные разным группам животных, в итоге позволяют получить молоко высшего качества.
«Молоко производим и сдаем на Белгородский молочный комбинат, а также сдаем в Прохоровку, в «Хохланд». Там требования высокие, и стараемся, чтобы удержаться, занимаемся качеством молока. Добиваться удается стараниями коллектива. Скот содержится в чистоте, видно, что здесь уход хороший. Всё обрабатывается, всё делается, чтобы качество было нормальное. В перспективе здесь строится своя переработка по молоку. Будем производить свою продукцию. Сметану, масло, творог, молоко», – рассказал главный зоотехник ООО «Кустовое» Александр Щеглов.
А еще дети и внуки продолжили жизнь духового оркестра, прерывалась она только в годы войны. Сегодняшний Кустовской оркестр носит звание народного. Получили его в 2004-м. А на самом деле оркестр был народным всегда, потому что играл в нем обычный кустовской народ.
Алексей Макаров – потомственный музыкант. Ему было 10 лет, когда отец впервые привел его в оркестр. Сегодня Алексей Михайлович – руководитель этого музыкального коллектива.
«Там были взрослые люди, там были трактористы, плотники. Тогда эта музыка, конечно, была популярной, потому что интернета не было. Да даже света не было! Танцы были в клубе, под оркестр, и с удовольствием люди ходили. Сегодня, вот я руковожу сегодня, тоже очень много людей, которые прошли через игру в оркестре», – рассказал руководитель народного духового оркестра Кустового Алексей Макаров.
Один из них – сын Алексея Михайловича Геннадий. Он продолжил династию музыкантов Макаровых.
«Много детей-школьников ходило буквально классами на оркестр. Даже инструментов не хватало, чтобы заниматься. В очередь стояли, один позанимался – другому передал. Таким образом и я попал. Но дело в том, что это такой инструмент, что на нем нужно было заниматься, чтобы были какие-то результаты. И многие, конечно, отсеивались. Если полкласса приходило, то оставалось меньше половины, которые обосновались», – вспоминает участник народного духового оркестра Кустового Геннадий Макаров.
Кто-то играл на колхозных инструментах, кому-то покупались новые. Трубы и тромбоны в Кустовом передавались по наследству. Оркестр обновлялся, менялся, но был всегда.
В редких случаях Алексей Михайлович обращается к коллегам по музыкальному цеху с просьбой переложить произведение. Обычно аранжировки для своего на 80 % детского оркестра он пишет сам. Он хорошо знает детей и ещё лучше чувствует их.
«Молодое поколение пока нуждается в этом. Пока, как ни странно, интернет есть интернет, но это всё-таки живая музыка и мы собираемся здесь коллективом. Это всё настраивает на отношения. Мы сеем разумное в их головы, чтобы это разумное, доброе прорастало в их сердцах так же, как слово Божье, закреплялось в их душе, и они жили с этим», – сказал Алексей Макаров.