С начала СВО в календарь значимых для белгородцев дат добавилась ещё одна. В это воскресенье, 14 апреля, – День войск противовоздушной обороны. Уже больше двух лет бойцы ПВО круглосуточно сканируют небо над Белгородом, нашими городами и сёлами. За это время парни стали не только воздушным щитом прифронтового региона, но и для многих Ангелами-хранителями. Хотя про себя наши защитники говорят: «сами не летаем и другим не даём»
Раз за разом они отбивают десятки атак с воздуха, которыми враг накрывает мирные улицы и дома. Свой профессиональный праздник бойцы ПВО тоже встретят на позициях. Однако, в преддверии даты, они всё же показали то, что нам, гражданским, не разглядеть за дымкой от сбитых ракет.
Укрытия, леденящий душу вой сирены, тревожные смс о надвигающейся на город опасности, ежедневные сводки о десятках сбитых над областью целей – такова новая реальность, в которой живёт наш прифронтовой регион, закрывая собой рубежи страны. И каждый раз, придя в себя после очередного обстрела, мы в душе говорим искреннее спасибо защитникам нашего неба. На боевом посту они круглосуточно. Работают без права на ошибку. Для нас, простых мирных людей, они тот самый воздушный щит от вражеских атак.
Наша съёмочная группа вместе с боевым расчётом прикрытия границы выезжает на позицию. На вооружении у экипажа один из лучших комплексов противовоздушной обороны ТОР-М2. Командир говорит – позывных, в отличие от других подразделений, у них нет. За каждым закреплён свой номер. Поэтому обращаемся к ребятам по именам. Никита, если сказать совсем просто, здесь главный по ракетам. За ним все ответственные решения. Парень родом из Калининграда. Но вот уже два года вместе со своими бойцами из разных уголков страны, круглосуточно сканируют небо над нашей областью.
«Доводилось работать по всему, есть сбитые Точки У, есть очень много сбитых ракет РСЗО, также большое количество беспилотников. За два года успели насобирать на машине очень много отметок», – рассказал начальник расчёта зенитно-ракетного комплекса ТОР-М2 Никита.
Боевой расчёт выполняет самые сложные задачи, нередко работая под носом у врага. Противнику не оставляют ни малейшего шанса. Сбитые Точки-У – особая гордость экипажа ТОРа. По словам командира, раньше для их машины это была одна из самых сложных целей.
«Так как у нас комплекс средней дальности, поражаем мы её уже на спуске, то есть в самый последний момент. Она летит довольно высоко, в районе 15 километров в высоту. Нужно уметь и знать, как её обнаружить вовремя. И, собственно, поразить цель. Второго шанса на пуск у тебя не будет. То есть это всё происходит в пару секунд, буквально, и уже начинается боевая работа», – поделился Никита.
Реакция ТОРа-М2 по-настоящему молниеносна. Недаром название этой машины созвучно с именем скандинавского бога – повелителя грома и молний. Никита признаётся – при знакомстве с новым «боевым напарником», было волнение.
«Может, первые раз двадцать было и тревожно. Сейчас уже идёт по наработанной. На самом деле, во время выхода ты ничего не чувствуешь. Волнение накатывает уже после, когда ты осознаёшь свою проделанную работу. Ну и, в принципе, с тем опытом, что у нас есть, сложностей у нас становится всё меньше и меньше», – добавил Никита.
А этот боец каждый день ведёт зенитно-ракетный комплекс в бой. За штурвалом величественной машины Виталий уже полтора года. Сам из Вологды – был мобилизован. С техникой ладит с детства. Освоил всё: от мопеда до трактора, открыл собственную автомастерскую. Но, говорит, в последнее время, все мысли были заняты событиями, что разворачиваются на передовой.
«Переживаю за страну, переживаю за будущее страны, за будущее наших детей. И, конечно, хотелось бы, чтоб всё было хорошо. Очень сильно переживал по этому поводу. Поэтому, как началась мобилизация, в воскресенье пришла повестка, а в понедельник я пошёл в военкомат. Вот, как я хотел попасть на какую-нибудь машину, так и попал. Мысли материализовались. У нас настрой боевой, ребята все хорошие, грамотные», – рассказал водитель-механик зенитно-ракетного комплекса ТОР-М2 Виталий.
Мощный зенитно-ракетный комплекс внутри достаточно компактный. Без сноровки гражданским попасть в кабину боевой машины не так просто. Да и на месте особо не развернуться. Хватит только, чтобы поместился боевой расчёт.
Сразу чувствуется, за время службы Виталий прикипел душой к своему «Тору». С ним и в огонь, и в воду, на позициях ни разу не подвёл – рассказывает водитель-механик. Хоть имя своей боевой машине ребята не придумали, относятся к ней, как к сослуживцу, чьё сердце – пламенный мотор.
Несмотря на полевые условия, в кабине стараются поддерживать порядок. Ведь на боевом посту, вдали от родных мест, особенно хочется домашнего тепла и уюта. Поэтому и сменная обувь всегда с собой.
И вот, машина на позиции. Их приходится менять по несколько раз за смену, рассказывает командир расчёта Никита. Разведка подразделений ВСУ с помощью беспилотников следит за комплексами. Но мимо нашего «Тора» не одна украинская «Фурия» не пролетит. Благодаря мастерству боевого расчёта, раз за разом противника настигает неудача. Часто приходится работать и под мощными артобстрелами. Уничтожают все виды вражеских целей – будь то баллистическая ракета или небольшой дрон. Боец делится – всех ребят там объединяет главное.
«Чувство ответственности. Кто, если не мы? По-другому никак. Очень сильно переживаешь за мирное население, очень сильно переживаешь за ребят, которых ты охраняешь. И это никогда не даёт успокоиться, хоть и прошло два года. Но каждое дежурство – это волнение. Ты очень сильно переживаешь», – поделился Никита.
В операторской находится множество приборов, светящихся кнопок и непонятных обывателю символов. Но в умелых руках – это грозное оружие. Командир признаётся, когда впервые попал в кабину «ТОРа» и сам был удивлён его возможностями.
Меняем позицию. Расчёт снова поднимает локатор, и ребята напряжённо всматриваются в мониторы. «Незримый зонтик» даже одного комплекса Тор-М2 спасает от града смертельных угроз тысячи мирных жителей и наших бойцов на переднем крае.
И вот покой безмятежного неба вновь нарушает «адская птица». Начальник расчёта поясняет – беспилотник ведёт разведку для корректировки и наведения целей артиллерии ВСУ. Несколько секунд и квадракоптер под контролем наших. В помощь идёт мощная камера, которая даёт возможность разглядеть даже самые мелкие объекты. Решение принято.
Дозаправка – прямо в поле. Задние баки вмещают 600 литров, передник бак – 400. На боевую работу уходит примерно 20 литров в час. Расчёт отправляется дальше мониторить небо.
Аппетит у «бога Грома», действительно, отменный. Ещё бы, ведь весит он больше 30 тонн – как пять-шесть африканских слонов. И силы ему явно не занимать. Зенитно-ракетный комплекс с лёгкостью преодолевает рвы до метра, не теряя скорости. При этом, ТОР-М2 единственный в мире способен поражать вражеские цели на ходу.
После успешной работы – привал: и у машины, и у экипажа.
Не удержались и от вопроса, который был в голове с самого начала: чувствуют ли бойцы себя Ангелами Хранителями, от которых каждый день ждут защиты тысячи жителей нашего региона. На что Никита ответил: «Крыльев за спиной у нас, как видите, нет».
«Работа, такая же, как многие. Только с некоторой своей спецификой. Ответственное дело выполняем, могучее, есть, чем гордиться. Обычные ребята, которые просто выполняют свою работу...», – отметил Никита.
И тихо мечтают о том самом дне, когда над Белгородом вновь зажгутся яркие салюты и мы не испугаемся этих громких звуков, а в небе будут летать только птицы и гражданские самолёты, оставляя беззвучный след.