Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

aeroclub
Фото: Мир Белогорья

Поэзия полёта: к 60-летию создания Белгородского авиационно-спортивного клуба

Белгородская область / Богдан Арисланов / 09.02.2024 17:38

Сегодня в России отмечают День работника гражданской авиации. 101 год назад официально появилась организация, в чьи задачи вошли перевозки пассажиров на дальние расстояния. В Белгородской области с авиацией связано ещё одно праздничное событие. В январе 1964 года в регионе появился свой аэроспортклуб. 9 человек, в том числе ветераны Великой Отечественной, смогли за три года превратить его в один из лучших в стране.

На базе Белгородского авиационного клуба свой первый полёт совершили многие будущие пилоты высокого класса, чемпион России по планерному спорту Геннадий Дорофеев, военный лётчик Виктор Казанцев, участник СВО Алексей Беличенко, погибший осенью прошлого года при выполнении боевого задания. Все их подвиги – часть одной большой истории Белгородского авиаспортклуба.

Красная Площадь. Парад Победы. 9 мая 2021 года. В небе асы российской авиации. Лучшие из лучших и в первых рядах – наш Алексей Беличенко. Впервые он оторвался от земли на аэродроме в Томаровке. И с того момента, можно сказать, жил в воздухе. Да это и неудивительно. Пламенный мотор вместо сердца у парня от отца. А Сергей Владимирович грезил полётами с тех пор, как впервые устремил свои глаза в облака.

«Отец лесником был и я видел только небо. И надо мной летали самолёты из Белгорода на Валуйки – АН-2. Надо мной они летали и для меня это была цивилизация», – рассказал лётчик-инструктор Белгородского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России Сергей Беличенко.

Тернистый путь навстречу бескрайнему небу. Четыре попытки поступить в авиационное училище и только последняя успешная. Далее маломоторные, реактивные самолёты. Обучение военных экипажей. Морозный январь для Сергея Владимировича, как и для истории аэроклуба, стал судьбоносным – с того момента Томаровская гавань для него навсегда останется родной.

«Так вот здесь и прижился. Начал выходить на полёты. Меня поразило то, что летают молодые люди, 15-16 лет, самостоятельно, особенно девчонки. За ангаром у нас были палатки – палаточный такой городок. Они жили в палатках. И мы вместе с ними жили, начиная вот с июня месяца, когда у них каникулы начинались. На лагерные сборы мы их собирали здесь. Каждое утро пробежка вокруг аэродрома, на спортивном городке у нас физподготовка. Они у нас налётывали до 100 часов на планере и около 16 часов они летали у нас на самолёте», – добавил Сергей.

Вместе с теми ребятами, заразившимися небом в Белгородском аэроклубе, грезил полётами и мальчик – тот самый майор Алексей Беличенко. За штурвал он сел раньше, чем научился отчётливо выговаривать это слово.

«С собой в полёт я его взял в четыре годика. Сначала рискованно, потому что ребёнок, машина, самолёт гудит, чтобы не испугать. Слетали мы с ним полётик и всё. И с того момента он у меня был вторым пилотом», – рассказал Сергей.

Для парня небо стало домом. К 40 годам он освоил более 30 типов самолётов. Мальчишка, когда-то одуванчиком спустившийся на Яковлевские поля, в последствии летал на всём – от военно-транспортных до Су-57 пятого поколения. Первый отрыв от земли на коленках отца, первый прыжок с парашютом, его характер ковался в планере и за штурвалом в Белгородском аэроклубе. Лётчик-испытатель, ас и герой, на плечах Алексея держалось и спокойствие наших границ. Осенью 2023 года при выполнении боевого задания в зоне СВО он в последний раз взмахнул крылом. И навсегда остался с небом. На мемориале в астраханском Ахтубинске в память высекли имя – Алексей Беличенко.

«Полёт можно разделить на два этапа: буксировочный, буксировочная часть и свободный полёт. То есть, когда тебя тащат за самолётом, там немножечко своеобразное управление. Немножко приходится повоевать со стихией. Когда ты уже отцепился, в свободном полёте, там уже попроще. Ты уже включаешь мозг, ты ведёшь ориентировку, расчёт на посадку», – рассказал инструктор, авиационный техник Белгородского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России Сергей Хорунжий.

Сергей Хорунжий в аэроклуб пришёл, как спортсмен-планерист. После было парашютное звено. Сейчас вдыхает в воздушные суда жизнь: занимается техобслуживанием.

«Даже если какой-то нештатный ремонт самолёта происходит, например, отбивают прыжки парашютные. Тебя ждут – ты под капотом, делаешь самолёт, сделал – выпустил. И слышишь слова благодарности. Авиаспортклуб – это для меня целая жизнь», – добавил Сергей.

И такая плеяда по-настоящему влюбленных в шум мотора ребят не совпадение, а, на наш взгляд, объективная закономерность. Аэроспортивный клуб, организованный в далёком 1964 году, к началу 90-х уже был одной из сильнейших баз для подготовки парашютистов и планеристов. 60 лет работы, более 200 тысяч прыжков. А начиналось всё, вспоминает сын первого директора аэроклуба Александр Бухаров, с мечты.

«У меня отец был военным лётчиком. Он всю войну прошёл. В Курске был аэроклуб. А потом была дана команда организовать новые аэроклубы, восемь аэроклубов в европейской части России. Вот он выбирал это место. И маленький домик, вот этот, первым построили, мы сами ещё кирпичи укладывали на этот домик», – поделился пилот гражданской авиации Александр Бухаров.

Александр Николаевич – пилот с пятизначным числом налёта. Хорошо помнит, как отец искал место под аэродром. Поле, на котором Николай Федорович остановился, во время войны служило запасным аэродромом. Территория, изрытая воронками от разрывов авиабомб. Здесь и заложили начало Белгородской любительской авиации.

«Там нужна была грунтовая площадка большая. И вот они нашли. И главное, что там было покрытие – клевер. Летать на Як-12, потом на планерах по клеверищу. Дали один планер, потом другой. И развили, пошло большое развитие. Ну, и начал потихоньку прыгать с парашютом, на планере летал. Ну, а потом пошёл в гражданскую авиацию. Везде был, кроме Австралии и Антарктиды», – добавил Александр Бухаров.

Полёт – поэзия воздуха! Но перед тем, как стать её автором, ощутить себя хозяином момента уже в кабине планера, нужно хотя бы раз пролететь к земле в свободном падении. Прыжки с парашютом – обязательная часть подготовки лётчиков и планеристом, можно сказать, без этого шага в авиацию путь закрыт.

Пилоты утверждают, выйти на нужную высоту для сброса парашютистов, не так просто. Нужны нормальные погодные условия: облачность не меньше 750 метров и ветер у земли не более 5 метров в секунду. Нередко вызовы стихии становятся препятствием для прыжков и полётов. Такая же ситуация и в судьбе самого аэроклуба. Но в сложное для всей страны время, так называемого дикого рынка 90-х, клуб удалось сохранить. Владимир Константинович – один из тех, кто руководил командой семь лет, в те самые, лихие.

«Работали с утра и до ночи. Ну, опять я говорю, из нашего поколения много вышло таких порядочных, нормальных защитников Родины», – рассказал военный лётчик первого класса, командир истребительного авиационного полка, полковник в отставке ВС РФ, руководитель Белгородского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России с 1993-2000 гг. Владимир Черенков.

Всё благодаря команде. Она не только удержала клуб, но и помогла выйти на правильный курс. Так, уже в 2021 году удалось воплотить великую мечту. «Перелёт памяти» – масштабная акция по доставке капсулы с землёй Третьего ратного поля России, Прохоровского, в музеи городов воинской славы и развернуть над ними Знамя Победы.

Такое количество городов облететь с уникальным знаменем, с копией знамени Победы, которое впервые в России было изготовлено. Разработать технологию, освоить буксировку. Никто в России до нас, до нашего аэроклуба, эту технологию не применял и не использовал. Ну и сама идея соединить виртуальным мостом два мемориала: наш на Прохоровском поле, Звонницу, и памятник воину, солдату во Ржеве, она сама по себе была для всех вдохновляющей», – рассказал руководитель Федерации воздухоплавательного спорта Белгородской области Вадим Радченко.

А воплощать эту идею доверили человеку, который пользовался беспрекословным авторитетом на земле и в воздухе. Все, кто хоть немного понимал в авиации знали, у Алексея Белашова за спиной были крылья.

Сейчас ребята, которые занимаются в аэроклубе, мечтают покорять высоты, и несмотря на временные трудности – готовы сесть за штурвал.

«Третий год у нас небо закрыто. Всё, что мы можем – это организовывать мероприятия для детворы в плане не только лётной, а в плане военно-патриотической работы. Когда появился тренажёр, когда мы начали с ними летать, когда начали отрабатывать полёт по кругу, когда они понимали развороты там. Это в дальнейшем немножечко помогало уже те полеты, которые мы выполняли реально в небе, ощущать совсем по другому», – прокомментировал руководитель военно-патриотического авиационного клуба «Крылья Белгородчины имени Н.Г. Сурнева Ярослав Миронюк.

«Сегодня на территории области поддержка муниципальная авиаспортивного клуба есть. Поддержка областного бюджета есть, поддержка Министерства молодёжной политики есть. И мы в дальнейшем надеемся, что эта поддержка будет. Когда небо откроется, будем летать, будем прыгать», – поделился председатель регионального отделения ДОСААФ России Белгородской области Александр Ахтырский.

Это сейчас гордые Ан-2 стоят в ожидании. Но в любой момент они готовы взмыть, уводя в восходящий поток за собой планеры. И все, кто должен быть в полёте, с нетерпением рвутся в небо и ждут.

Все эти люди, бороздившие синюю бездну, часть одной большой семьи, часть истории. О том, как несгибаемая воля стальных асов Великой отечественной подняла в воздух мечту – создать в регионе свой аэроклуб. Как влюблённые в полёты романтики, несмотря на все порывы судьбы, эту мечту удержали. И как до сих пор служители неба ежедневно строят верный курс, грезя о том, что над Томаровской взлётной полосой вновь засияют крылья самолётов и планеров. А над Яковлевскими полями небо усыпят те самые одуванчики.

<< < Февраль 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29