К 18 сентября литр дизеля превысил 61 рубль, тем самым, цена выросла почти на 10%. Ходовые 92-й и 95-й бензин за то же время подорожали на 7%.
Подорожание охватило всю страну. Эксперты объясняют это двумя причинами: вырос спрос и сократилось предложение.
Внутри страны топлива стало меньше. Его всё больше отправляли за рубеж, потому что это выгоднее, чем продавать в России. Мировые цены выросли, а валюта стала стоить дорого, так что наши производители нарастили экспорт.
Спрос, наоборот, вырос — летом началась уборка урожая, сезон отпусков. Кроме того, появилось много желающих заработать на высоких ценах — перекупщики брали топливо оптом и отправляли за границу по серым схемам.
С сентября российское правительство вдвое сократило выплаты нефтепереработчикам, которые те получали в качестве компенсации за недополученную прибыль от продаж бензина в России. Этот механизм работал несколько лет, сдерживая внутренние цены. В итоге с начала года оптовые цены на дизель в стране выросли в полтора раза, а на бензин – почти вдвое.
В правительстве приняли решение оставить весь бензин и дизель в России и запретили экспорт, чтобы хватило всем.