Падение выручки регионального бизнеса стало одним из самых глубоких в стране.
Как посчитали в агентстве ФинЭкспертиза с опорой на данные Росстата, с января по апрель предприятия Белгородской области заработали 682 млрд рублей. Звучит внушительно, особенно в сравнении с соседями. Это самый крупный показатель в Центральной России без учёта столичных регионов. Например, в Курской области экономика вдвое мельче – там бизнес получил всего 343 млрд, выручка тамбовских предприятий уступает нашим более чем в три раза, а костромских – в шесть раз.
Но если сравнивать с результатами прошлого года, то Белгородская область оказывается уже далеко не на первых позициях. Во всей России нашлось только три региона, которые показали худшую динамику выручки бизнеса: это Кемеровская, Мурманская и Вологодская области. У нас падение оборотов составило 97 млрд рублей. Это почти вдвое больше, чем в Москве, где бизнес также в этом году «просел». В большинстве же регионов страны выручка выросла. Например, в соседней Липецкой области – на ощутимые 25 млрд рублей.
В сильной просадке белгородских показателей виноваты санкции, которые закрыли для наших горняков и металлургов выгодные рынки сбыта, сбили цены и заставили сократить производство. В январе – апреле горнодобывающие и металлургические предприятия области недосчитались 85 млрд рублей выручки. Также пострадала оптовая торговля, где бизнес заработал на 15 млрд меньше прошлогоднего: основной удар пришёлся на торговлю зерном, семенами и кормами для животных. Пищевое производство упало на 11 млрд рублей.
Сокращение выручки означает, что предприятия продают меньше товаров или делают это за меньшие деньги. В нашем случае случилось и то, и другое. Белгородская область оказалась одной из самых уязвимых перед лицом геополитического кризиса из-за структуры своей экономики, зависимой от добычи полезных ископаемых. Эта отрасль сильно пострадала в целом по стране – доходы предприятий сократились на четверть.
Эксперты анализировали только компании, которые не связаны с нефтью и газом. Там падение продаж стало ещё более значительным из-за санкций против российского энергетического экспорта.