С начала прошлого года объём трат в магазинах и их разнообразие почти не выросли, в то время как в большинстве регионов страны рост оказался двухзначным.
Аналитики Сбериндекса посчитали, что с января прошлого года индекс потребительской активности в регионе вырос всего на 6 пунктов. Меньше – только в 6 регионах страны. Динамика в среднем по стране – вдвое выше белгородской.
Данные Росстата также подтверждают большую склонность белгородцев к сбережениям. За первые 4 месяца этого года жители региона потратили на все виды товаров 142 млрд рублей. Это на 7% меньше, чем в прошлом году. Особенно сильно сократился оборот в сегменте непродовольственной розницы – на 10 млрд рублей.
Снижение спроса всегда создает риски торможения экономики. Чем меньше люди тратят деньги, тем меньше стимулов у предприятий производить товары и услуги. Для Белгородской области куда полезнее был бы рост трат – хотя бы на среднероссийском уровне.
Но статистика говорит об обратном. Рублёвые вклады жителей региона, по данным Банка России, за год выросли почти на 30 млрд рублей. Так что сэкономленное на покупках наши сограждане отправляют в финансовую подушку безопасности. И вот это как раз проявление рационального поведения – в условиях неопределённости люди страхуются и отказываются от лишних расходов в пользу накоплений.
Интересно, что меняется не только объём трат, но и их структура. В торговом обороте быстро растёт доля маркетплейсов. Люди всё чаще отдают предпочтение онлайн-шопингу и крупным сетевым магазинам. Доля 20 крупнейших торговых предприятий в российской рознице за год выросла с 5 до 12%.