В минувшие выходные в России отметили День анимации. Эта индустрия многогранна и бурно меняется с годами. В наше время освоить азы, и сделать простой мультик сможет даже школьник. Как это удаётся юным белгородцам и с чего начиналась анимация в стране?
Во всём мире День анимации отмечают 28 октября. Именно в этот день в 1892 году французский художник и изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал горожанам «Оптический театр». На своём аппарате – праксиноскопе – показывал движущиеся картинки, которые назвал «светящимися пантомимы».
В России мультипликация появилась в начале 20 века. Принято считать, что первопроходцем был балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Для своей работы он использовал сцену-макет и кукл-актёров. Всё создавал вручную из папье-маше. Расставлял фигуры и снимал покадрово. Позже Владислав Старевич сделал примерно то же, только использовал засушенных насекомых.
Привычные для нас мультфильмы появились примерно через 20 лет. Например, советских мультипликаторов вдохновила известная история о мальчике-грязнуле. Нравоучительный сюжет «Мойдодыра» интерпретировали не раз.
В 50-е отечественная мультипликация прогрессировала. Благодаря новым приёмам и техническим средствам работы, мультфильмы тех времён сильно отличаются от предыдущих.
Современные мультфильмы известны и детям, и взрослым. Смотрят их даже за рубежом. К примеру, «Смешарики», созданные ещё в начале нулевых, транслируют в десятках стран мира. А «Маша и Медведь» не так давно входил в пятерку самых узнаваемых мультфильмов в Европе.
В наше время освоить азы анимации, и создать простой мультик может даже подросток. Для занятий предусмотрены разнообразные студии и школы. Леонид учится в 10 классе, ещё несколько месяцев назад подросток не имел и малейшего представления о 3D-графике.
«Мне стало интересно, как это всё работает. У меня есть несколько друзей, которые занимаются этим на профессиональном уровне. Я видел их работы, они делали крутые штуки, и мне захотелось тоже попробовать», – рассказал ученик Школы креативных индустрий Белгорода Леонид.
В Школе креативных индустрий ребят знакомят с основами. Они изучают аналоговую и компьютерную анимацию. Большинство начинают заниматься с нуля. По каждому направлению есть свой преподаватель. Освоить креативные навыки помогают и студенты института искусств и культуры. Помимо 3D-графики и анимации ребята также осваивают виртуальную и дополненную реальность, занимаются в студии дизайна, музыки, фото и видеопроизводства.
«Первый год дети проходят по шесть недель в каждой студии, потом идёт смена. В течение первого года они пробуют себя, где им больше интересно. Преподаватели смотрят на детей, и по итогам года мы будем их распределять по студиям, где они проявили себя максимально удачно», – отметил замдиректора Школы креативных индустрий Тарас Чёрный.
Создать собственный мультимедийный продукт могут и шебекинсие школьники. Будущих персонажей короткометражки они делают из пластилина. Мультипликационную студию в местной библиотеке открыли недавно, группы распределяют по возрасту.
«Основа мультипликации – это краеведческие материалы. Младшая группа снимает сказки по готовым произведениям. Касаемо старшей, то они сначала перерабатывают произведение, пишут сценарий, и приступают к созданию мультфильма», – рассказала заместитель директора централизованной библиотечной системы Шебекинского округа Галина Левшина.
Шебекинские ребята работают в двух техниках: бумажная перекладка и пластилиновая анимация.
А в Новом Осколе мультипликационную студию открыли в детском саду. Её руководитель – Елена Панкратова – работает здесь почти пять лет, а вот со сценаристами, мультипликаторами и актёрами дубляжа – большая текучка. Маленькие сотрудники меняются быстро – ребята подрастают и уходят в школу.
Первые мультфильмы, вспоминают воспитатели, делали с помощью обычного смартфона. Теперь есть ширма со сменными фонами, веб-камера и программное обеспечение. У каждого своя роль: один двигает пластилиновые фигурки, другой снимает. Есть у проекта и режиссёр, но все они меняются ролями, чтобы каждый мог попробовать разные профессии. Работы юных новооскольцев можно посмотреть на сайте детского сада № 6 «Пчёлка».