2 апреля – день распространения информации об аутизме. В последние десятилетия в мире фиксируют значительный рост количества детей с таким диагнозом. И несмотря на то, что сейчас, по статистике, большая часть взрослых с расстройствами аутистического спектра не работают, малышам можно помочь стать относительно самостоятельными.
Проект «ProРАС» – детище губкинской учительницы-дефектолога Анастасии Тукачевой. С ноября прошлого года его реализуют в детском саду №41. Здесь открыли группу компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Детей обучают и социализируют с помощью сенсорной интеграции по методу социальных историй.
«Социальные истории пишут сами дети из общеразвивающих групп. Да, понятно, что они не настолько информативны и мы часто их поправляем. Но здесь главное – это урок доброты. Мы готовим и детей, которым трудно понять, что делиться это хорошо, что драться нельзя, что кричать в общественных местах плохо. Социализировать детей в одну сторону – это недостаточно перспективно. Если мы будем готовить детей к обществу, но при этом не будем готовить общество к детям, то результат будет меньший», – отметила Анастасия Тукачева.
На Всероссийском образовательном форуме «Машук» в Пятигорске проект губкинского учителя получил грант в 600 тысяч рублей. На них приобрели новейшее сенсорное оборудование для занятий. Результат уже есть.
«Дети стали более социализированными. Они слышат, идут на контакт, они играют, они понимают. Даже на улице они идут обниматься. И ведь главное у нас что? Социализировать деток с РАС», – рассказала заведующая детским садом №41 «Семицветик» Мария Полякова.
Приобщение к общественным нормам – важный этап работы как семьи, так и специалистов. Чем раньше начать, тем выше шанс у ребёнка на самостоятельность в будущем. Но при этом таким детям необходима адаптивная образовательная поддержка.
«Я считаю, что наличие ресурсных групп и ресурсных классов это едва ли не единственная возможность детей с РАС социализироваться. Потому что они видят, что есть другая жизнь, так и дети с нормой развития видят, что есть нечто другое и как реагировать. Наша задача как специалиста – помочь детям с нормой развития адекватно реагировать на поведение наших детей», – добавила Анастасия Тукачева.
С 2000 года распространённость аутизма в мире выросла на 178%. При этом, по данным ВЦИОМ 50% опрошенных россиян не готовы, чтобы люди с таким диагнозом были их коллегами или учились с их детьми в одной школе. Но при поддержке семьи, с помощью специальной терапии, которую необходимо начинать как можно раньше, у ребят с расстройствами аутистического спектра появляется возможность в будущем вести относительно самостоятельную жизнь. А самое ценное, что можем дать им мы с вами, – принять их непохожесть.