Прямая трансляция чемпионата России по велоспорту
В июне 2019 года Белгород принимал чемпионат России по велоспорту (шоссе). По регламенту чемпионата прямая трансляция – обязательное условие проведения соревнований. Учитывая, что «Мир Белогорья» уже имел опыт прямых спортивных трансляций, представители Федерации велосипедного спорта обратились в нашу телекомпанию.
Задачи

Организаторам важен был сам факт трансляции: например, если бы видеопоток шел в канал федерации на YouTube, этого бы хватило. Но сама задача сделать что-то более масштабное и получить новый опыт показалась нам интересной. Мы захотели сделать продукт, ориентируясь на мировой телевизионный опыт, а не простой стрим в интернет. Точнее, два стрима: в первый день групповых соревнований проходила трехчасовая женская гонка, во второй – пятичасовая мужская. Мы же решили не только отдавать сигнал федерации, но и вести онлайн в собственный канал на YouTube, в наших группах в соцсетях и, естественно, делать прямой телевизионный эфир.


Оценить маршрут велогонки с точки зрения расстановки камер
До этого мы имели опыт только прямых трансляций с одного спортивного объекта – футбольных и волейбольных матчей. Кроме того, гонщики постоянно находятся в движении, съемка с автомобилей запрещена по регламенту, поэтому операторы должны ехать на мотоциклах.
Доставить сигнал сразу с нескольких камер с большой территории
Протяженность круга велогонки – 20 км, проводного интернета на трассе нет, а сотовая связь не везде стабильная. А еще рядом аэропорт: его локационное оборудование дает наводку, и картинка «рассыпается».
Сделать трансляцию живым и динамичным видео
Гонка длится около 3 часов, основная интрига начинается на последних 15 минутах. Все время до предфинишного рывка спортсменов зритель тоже должен с интересом смотреть соревнования.
Организовать масштабное анонсирование
Велосипедный спорт – не самый популярный вид спорта в России, не то что в Белгороде. Необходимо было активно промотировать прямой эфир, рассказать, почему его будет интересно смотреть. А еще велогонка – это 20 км перекрытых дорог в течение нескольких часов. Не самый лучший бэкграунд для события, которое вы хотите продвигать.
Решение
Планировали съемку на вот таких игрушках

Перед тем, как что-то планировать, мы отсмотрели несколько часов видео с такими соревнованиями – как российскими, так и зарубежными. Как оказалось, большинство трансляций велогонок делается по одному и тому же принципу: несколько статичных камер расположено на самых интересных участках трассы (подъемах, поворотах и т. п.), один-два оператора снимают гонщиков в движении, еще одна камера работает с воздуха. На «Тур де Франс», например, для этого используют вертолет. Параллельно гонку комментирует диктор. Чтобы зрители не скучали, им показывают заранее снятые интервью с гонщиками и спортивными экспертами, изредка трансляция перебивается рекламой. Конечный образ продукта приобрел очертания, но для того, чтобы все получилось круто (а мы хотели сделать круто), надо было решить описанные выше задачи.
Расстановка камер
Несколько камер мы установили на стационарные посты – на старте/финише и в самых интересных для болельщиков местах. Пелотон – группу гонщиков – сопровождали операторы на мотоциклах. Для этого сотрудникам телерадиокомпании пришлось пройти базовое обучение у местных байкеров. Естественно, управлял мотоциклом не оператор, но сидеть несколько часов с камерой в руках очень даже не просто. Управляли мотоциклами, кстати, местные байкеры.
Иногда приходилось снимать с одной руки
«Тур де Франс» снимают с вертолета. Картинка с высоты птичьего полета выглядит впечатляюще. Мы планировали задействовать коптер с камерой. Но оказалось, что из-за аэропорта в этом районе особый режим использования воздушного пространства. Коптер можно было запускать только в определенных точках. Чтобы получить дополнительную картинку с высоты, мы поставили оператора с камерой на верхушке горы неподалеку. Таким образом, режиссер получал сигнал с высоты сразу с двух точек – от коптера и от оператора.

Доставка сигнала
Длина одного круга — почти 21 километр. Общая протяженность маршрута — 120 км
Трасса проходила вокруг меловой горы и аэропорта. Во время тестовых заездов сигнал постоянно пропадал из-за непростого рельефа. А еще давала помехи радиолокационная станция аэропорта. Мы оснастили всех операторов системами FlyView – специальными рюкзаками с мини-передающими станциями. Такие станции используют для передачи сигнала сразу несколько СИМ-карт, причем можно установить карты разных операторов. Поэтому, если пропадает связь одного сотового оператора, автоматически включается СИМ-карта другого. Поэтому сигнал поступает практически непрерывно.
Сигнал со всех камер попадал к режиссеру в студии, который решал, что сейчас идет в эфир
Естественно, во время теста выяснилось, что где-то есть мертвые зоны, когда качество картинки ухудшалось до явно нетелевизионного. Здесь в дело вступал режиссер трансляции: его задачей было вовремя переключить трансляцию на другую камеру, понимая, что сигнал с нынешней может пропасть.
Наполнение трансляции контентом
На участников гонки сделали заранее вот такие профайлы
Чтобы смотреть трансляцию было нескучно, происходящее на экране комментировали спортивный обозреватель «Мира Белогорья» Сергей Шрамко и комментатор канала «Евроспорт» Отар Мамучашвили. Параллельно зритель видел титры, заставки, таймер и отсчет километража гонки – их заранее сделал отдел телепроизводства телекомпании. Кроме этого, в судейской машине, которая сопровождала пелотон, во время гонки находился наш коллега, который передавал комментаторам всю актуальную информацию.
Комментаторы находились в студии и смотрели трансляцию сразу на трех больших экранах

А еще сделали видеоролики с презентацией Белгорода и области, ведь через интернет и по спутниковому ТВ соревнования смотрели болельщики из других регионов. И им было интересно, где именно проходит гонка. Все должно было работать на зрителя.
Анонсирование
Анонсирование гонки мы начали за несколько недель. Рассказали, что это за соревнования, где и как смотреть трансляцию, можно ли попасть на гонку, чтобы посмотреть вживую, и как туда добраться.

Важный момент – перекрытие автодорог. Ролики о том, где и как долго будут перекрыты трассы, мы запустили по ТВ и в интернете даже раньше, чем видео с анонсом самой трансляции. Важно было, чтобы горожане отнеслись с пониманием к грядущему событию, осознали масштаб мероприятия и, естественно, не испытали бы при этом никаких неудобств.
Итоги
Трехчасовая трансляция женской и пятичасовая трансляция мужской гонок прошла без технических сбоев.
«Мир Белогорья» получил уникальный опыт передачи видео через интернет с площади в несколько квадратных километров со сложным рельефом. А белгородцы и болельщики из других регионов увидели живьем соревнования всероссийского уровня.
Кроме того, фанаты и профессионалы со всей страны обсудили гонку в комментариях под трансляцией. Спасибо всем комментаторам, кто отметил качество трансляции. Мы все прочитали!
Российская Федерация велосипедного спорта признала высокий уровень организации белгородского чемпионата. До «Тур де Франса» еще далеко (у нас пока нет вертолета), но мы уверены, что подобный опыт есть у единиц российских телеканалов.
Фильм взял приз Международного телефестиваля «Профессия – журналист» в 2019 году.
Как это было
Как мы можем помочь вам
Если у вас есть маркетинговые задачи любой сложности – от вывода на рынок нового продукта до продвижения уже существующего, – «Мир Белогорья» готов помочь. Мы не производим «просто рекламу». Каждый видеопродукт – результат изучения потребностей нашего партнера, его целевой аудитории, миссии компании. Вместо конвейерного производства роликов мы занимаемся индивидуальным подбором форматов и площадок размещения.