Английское clickbait происходит от сложения двух слов: click — «щелчок» и bait — «приманка», «наживка», «соблазн». То есть, в принципе, ясно, какой смысл вкладывается в понятие. Сенсационные заголовки, шокирующие картинки привлекают к себе внимание; неопытному в этом деле человеку становится интересно узнать, что же там! Неужели правда «ученые разгадали тайну нашей планеты» или «несчастный случай оборвал жизнь» какого-нибудь известного артиста? Наживка проглочена, соблазн посмотреть разгорелся, и... вы кликаете мышкой на ссылку или видео. Ну а там...
Там, само собой, ни слова о заявленном! Или информация на совершенно иную тему, или какая-нибудь «вирусная» реклама. Но зачем? В чем смысл этих кликбейтов? Для нас, кликающих на ссылки, смысла и впрямь никакого, а вот для самих кликбейтеров — владельцев сайтов или авторов блогов — есть: таким образом они завлекают людей на свою страницу, в прямом смысле слова заставляют включать видео, кто-то получает доход от просмотров пользователями рекламы или просто от количества посещений сайта... Разные цели бывают. И все в основном меркантильные.
Итак, какие виды кликбейтов существуют?
1) «Громкие» заголовки, которые могут всплыть на любом сайте. А-ля «Ванга была права, когда говорила, что...» или «Я начал зарабатывать три миллиона в неделю, как только перестал...». Как правило, эксплуатируются темы денег, болезней, политики, шоу-бизнеса, всевозможных сенсационных заявлений.
2) Интригующие картинки с подписями. Например, изображение «ДО/ПОСЛЕ» — слева лысый человек и он же с пышной шевелюрой справа. Ниже комментарий: «Благодаря этому средству волосы отросли за пять дней! Найдется в холодильнике у каждого!».
3) Сбивающие с толку заставки видеороликов. Этим часто грешат YouTube-блогеры, чтобы как можно больше человек заинтересовалось и посмотрело их сюжет. Допустим, на заставке изображен смартфон с треснувшим экраном и подписью: «Шок! Разбила свой новый айфон???» (именно с вопросительными знаками). На деле же оказывается, что у телефона просто треснуло защитное стекло.
Подведем итоги. Итог бытового характера: никогда не ведитесь на кликбейты и не тратьте свое время на переходы по этим «вирусным» ссылкам. Вывод лингвистический: пожалуй, мы можем заменить «кликбейт» на схожие по смыслу русские слова и сочетания. Ложные, фальшивые, обманные ссылки, ссылки-приманки, ссылки-наживки.
О других иностранизмах, которые нельзя не знать, но можно меньше использовать в своей речи, слушайте на волнах радио «Мира Белогорья» — программа «Без лишних слов» выходит в эфир по выходным, в 13:30 и 17:30.