Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

Совы не то, чем кажутся? Ася Казанцева о хронотипах и почему так важно спать в темноте

Совы не то, чем кажутся? Ася Казанцева о хронотипах и почему так важно спать в темноте

 Ася Казанцева рассказывает про сов и жаворонков

Кто рано встает, тому Бог подает. С детства нам внушают, что режим дня и строгая дисциплина – залог успеха в учебе и жизни. А что делать тем, кому ранние подъемы даются ценой нечеловеческих усилий? Пока люди-жаворонки, полные сил и энергии, завтракают и торопятся на учебу/работу вприпрыжку, совы обреченно плетутся туда же в полудреме. А, может, дело не в хронотипах, а в банальной лени и расхлябанности? Нет, говорят ученые. Жаворонки, то есть те, кто любит рано вставать и так же рано засыпают, и совы, кому комфортно вставать не ранее полудня, а ложиться спать далеко за полночь, действительно существуют. Эти различия имеют генетические основания.

О совах, жаворонках и том, почему так важно спать в темноте, белгородцам рассказала известный научный журналист, автор книг-бестселлеров «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» Ася Казанцева. Ее открытая лекция «Зачем нужно спать?» прошла в Белгороде в бизнес-пространстве «Контакт».

Чем отличаются жаворонки и совы, кроме режима сна

Жаворонки и совы имеют отличия на генном уровне

Изучение человеческих хронотипов, то есть типичного для определенного человека характера суточной активности, ведется давно. Предполагается, что существование сов и жаворонков тесно связано с работой внутренних биологических часов, то есть биоритмами, по которым живет наш организм. Скорее всего, совы – это люди, у которых биологические часы отстают. У них жизненный цикл близок не к 24, а к 25-26 часам. Ряд исследований показывает: наличие сов и жаворонков обусловлено генетически. Все дело в гене PER3: мутации в нем вызывают различные нарушения сна. Исследования в этой сфере сегодня очень актуальны.

В 2017 году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена Джеффри Холлу, Майклу Росбашу и Майклу Янгу за открытие молекулярных механизмов, контролирующих циркадианные ритмы. Исследования посвящены генам, которые управляют работой биологических часов, на примере дрозофил. Так как биологические часы этих особей и человека очень схожи, открытие в перспективе должно помочь людям с нарушениями сна, а также тем, кто вынужден работать в ночную смену, отчего повышается риск развития определенных заболеваний.

Жаворонки лучше учатся, но совы умнее

Жаворонки лучше учатся, и это вполне естественно: те, кто любит бодрствовать спозаранку, активно включаются в учебный процесс, тогда как остальные спят за партами. Наиболее наглядно это тенденция прослеживается в школах и университетах. Интересно, что у взрослых людей после 30 лет наблюдается корреляция хронотипа с интеллектом: в среднем у сов IQ выше на один-два пункта, чем у жаворонков.

«Почему так получается, никто не знает. Предполагается, что здесь просто перепутаны причина и следствие: дело не в том, что совы умнее, дело в том, что у сов больше мотивации найти себе такой образ жизни, при котором не нужно рано вставать», – рассказывает Ася Казанцева.

Жаворонок может стать офисным планктоном, спокойно подчиняясь общему графику. Сова же 15 лет обучения будет жестоко страдать из-за ранних подъемов, после чего решит приложить все усилия, чтобы прекратить это насилие над организмом. А чтобы получить разрешение от начальства приходить на работу к полудню, нужно стать очень ценным работником. Так что будь лучшим или продолжай страдать.

Чем ближе к экватору, тем больше жаворонков

В распространении хронотипов есть и географическая закономерность. «Статистика показывает, что чем ближе к экватору, тем больше жаворонков. Предполагается, что это связано с естественным отбором», – комментирует Ася Казанцева.

Представьте себе натуральное хозяйство на заре цивилизации. Не было ни электричества, ни офисов, люди просто работали в полях. Семья жаворонков встает в 5 утра, приходит в поле на рассвете, работает до дневной жары, потом уходит на сиесту, вечером еще немного работает. К наступлению темноты поле вспахано.

Семья сов просыпается, когда уже стоит сильная жара. Она пережидает жару, потом приходит на поле, работает два часа до заката, и все. Логично, что совы будут работать менее результативно, следовательно, смогут прокормить меньше детей и будут менее эффективно передавать свои гены следующему поколению. В северных районах это не так критично: там не настолько жарко, да и световой день длится дольше.

 Лекция Аси Казанцевой в Белгороде

Почему так важно спать в темноте

Сегодня в мире правят жаворонки: в детские сады, школы и университеты мы отправляемся спозаранку, на работу тоже, как правило, спешим к 9-10 утра, магазины и аптеки начинают работать в это же время. Но не столько важно, сова вы или жаворонок, сколько то, в каких условиях вы спите.

«Спать в темноте – это, правда, важно. В этом случае у вас вырабатывается достаточное количество мелатонина (гормона-регулятора суточных ритмов – прим. ред.). Если вы спите при свете, то мелатонина вырабатывается мало, потому что собственные закрытые веки не дают достаточно надежной защиты», – говорит Ася Казанцева.

Мало мелатонина – значит вы недоспали и сам сон не принес полноценного отдыха. Чем помочь? Изолировать сетчатку глаз от лучей света. Если это сделать, то продуктивно спать можно в любое время суток. Здесь помогут плотно закрытые шторы и повязка на глаза. Последняя в разы повышает качество сна.

А еще очень важно засыпать в темной комнате, а просыпаться с достаточным количеством света. Если вы сильно страдаете от необходимости рано вставать, да еще и в темноте, то во время завтрака лучше сделать помещение максимально светлым: включить все приборы освещения – это поможет мозгу ощущать, что наступило утро.

Фото: Елена Зачепа