В мастерской художника. Александр Работнов

В мастерской художника. Александр Работнов

Александр Работнов

Александр Работнов. Фото Александра Жихова

40-е годы, Ярославль. Идет война, город бомбят с воздуха. Мир рушится, люди голодают. В такой страшной, тяжелой обстановке проходят первые годы жизни маленького мальчика Саши. Но несмотря на тяготы, которые обрушила война на людей, он с детства умеет видеть в окружающем мире прекрасное. Позже эта зоркость выльется в талант художника, творца с большим именем, который прославит своим делом и нашу Белгородскую область. Имя это – Александр Работнов.

Родился Александр Сергеевич Работнов в 1943 году, а в семьдесят лет его не стало. Однако мастер оставил после себя большое наследие. Он был известен в первую очередь как художник-монументалист. Александр Сергеевич проделал огромную работу по росписи храмов в нашей области и за ее пределами. Вероятно, на этот выбор в пользу храмового искусства оказал влияние его дедушка по материнской линии – он был протоиереем, а в старости остался служить при храме. С отцовской стороны в его семье были купцы – люди довольно представительные и уважаемые, рассказывает супруга Александра Работного Людмила Алексеевна. Рос будущий художник в очень крепкой и дружной семье.

Александр Сергеевич с детства занимался самообразованием, стремился узнать как можно больше об искусстве. И не только изобразительном. Он любил классическую музыку и хорошо в ней разбирался – часто слушал подаренные тетей пластинки, ходил на концерты приезжих музыкантов.

Особая тяга была у него к иконописи. Но в те времена в Советском Союзе это была закрытая для творчества область. Поэтому поначалу Александр Работнов показал себя как очень «крепкий» светский художник, обладающий не только талантом, но и хорошей подготовкой. Он получил престижное образование – сначала окончил художественное училище в родном Ярославле, затем «Строгановку» – сейчас это Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова.

Писать иконы художник начал в довольно зрелом возрасте, уже после 40 лет. Только с началом перестройки он смог реализовать свою давнюю мечту – заняться росписью храмов. Долгие годы, предшествовавшие этому, были временем упорного труда, длительной подготовки. Ведь не зря у художника Работнова такая фамилия – он ее оправдал в полной мере.

«Саша всегда работал с невероятной жаждой, работал взахлеб, как в жару пьют большими глотками воду. В работе был самоотвержен и нагружал себя сверх всякой меры. Когда расписывал храм, не давал себе отдыха среди недели – только ночной сон, в который он валился, что называется, «без ног». Без работы Саша себя не мыслил. Поэтому любил одновременно заниматься многим: и реставрацией иконы, и написанием картины, и созданием эскизов росписи храма. Чем больше неотложных задач стояло перед ним, тем интереснее ему было жить, тем выше был творческий подъем», – рассказывает его супруга Людмила Алексеевна.

Возможность заниматься храмовым искусством у Александра Сергеевича появилась в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие крещения Руси. Тогда, еще в Кемерово, где художник жил и работал более 20 лет, он начал расписывать первый храм. В то время Александр Работнов также преподавал в художественном училище, и по его инициативе был создан иконописный класс. Из учеников собралась команда – так появилась его творческая артель.

Вместе с бригадой Александр Сергеевич Работнов расписывал храмы в Кемерово. Но в конце 90-х художникам приходилось особенно трудно – заказов практически не было, а иногда оплачивать труд им предлагали как малярам. Конечно, это были смешные деньги за такую тонкую и тяжелую работу.

Тогда творческая команда Работнова почти полным составом решила переехать в Белгород – здесь на тот момент строились новые храмы, реставрировались старые, и работы было много. Среди значимых проектов, выполненных командой, – роспись храма Петра и Павла в Прохоровке, Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде, храм Святителя Николая в Ракитном, Спасо-Преображенский собор в Губкине, храм Донской Божьей Матери в Холковском монастыре.

«Александр Сергеевич был человеком необыкновенным. Такая духовная глыба. Он был очень трудолюбивый. Его надо было останавливать – не берег себя абсолютно. Рядом с ним мы все время видели, каким должен быть настоящий мастер. Александр Сергеевич был образцом во всем. Мы не догоняли его, несмотря на то, что он был старше нас. Если был какой-то аврал, он становился и делал любую работу вместе со всеми. Это очень восхищало и вызывало большое уважение», – вспоминает участница творческой артели Работнова, художник Валерия Федорова.

К слову, в любой бригаде иконописцев всегда есть разделение обязанностей. Так в команде должен быть личник – тот, кто рисует лики святых. Чаще всего этим занимается главный художник, который также делает эскиз всего рисунка. Еще один специалист – доличник. Это человек, в обязанности которого входит изображение одежд и украшений. Травник же рисует растения, горки, здания.

Прежде чем приступать к работе, Александр Сергеевич долго готовился. В течение жизни он собрал большую библиотеку и проводил много времени за книгами. В них он искал ответы на многие вопросы: как построить композицию, как выбрать цвет, как вписать образы в архитектурную форму здания, как сделать фигуры естественными. В то же время Александр Работнов очень умело импровизировал, но делал это, конечно, в рамках канона. Такую инициативность поддерживали и сами священники. Протоиерей Олег Кобец комментирует:

«Конечно, всегда можно взять каноническую традицию расположения сюжетов на стенах храма и придерживаться ее. Но это низшая ступень подготовленности художника-стенописца. Сейчас востребовано то, что делал Александр Сергеевич, когда богословская и художественная компетентность художника позволяли ему в рамках канона создавать свои нетрадиционные сюжеты, которые не разрушают канон и не противоречат ему»

Комментарий записан для книги Марии Работновой об отце «Жизнь как служение искусству»

Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь стать еще лучше, еще выше подняться над собой – так жил и творил художник Работнов. Он много и упорно трудился, работал над собой, и именно за работой его застала смерть. Неоконченную икону за отца дописал сын. Своим детям Александр Сергеевич передал талант художника, а нам, зрителям, великое наследие иконописца – его удивительные работы, которые можно увидеть в храмах.

Фото работ: из семейного архива Работновых

Читайте другие материалы из цикла «В мастерской художника»:

В мастерской художника. Валерия Федорова

В мастерской художника. Иосиф Бобенчик

В мастерской художника. Владимир Желобок

В мастерской художника. Николай Коркин

В мастерской художника. Андрей Лукомский

В мастерской художника. Интигам Акперов

В мастерской художника. Марина Шепорнева

В мастерской художника. Анатолий Иванов

В мастерской художника. Леонид Пусный

В мастерской художника. Игорь Черный

В мастерской художника. Владимир Лыткин

В мастерской художника. Геннадий Кудрявцев

В мастерской художника. Виктор Иванчихин

В мастерской художника. Александр Пшеничный

В мастерской художника. Екатерина Севергина

В мастерской художника. Юрий Данченко

В мастерской художника. Григорий Новиков

В мастерской художника. Сергей Расковалов

В мастерской художника. Игорь Кириченко

В мастерской художника. Наталья Расковалова

В мастерской художника. Андрей Митрягин

В мастерской художника. Галина Аксенова

В мастерской художника. Владимир Аксенов

В мастерской художника. Яна Серпухова

В мастерской художника. Милада Исаева

В мастерской художника. Владимир Нестерков

В мастерской художника. Светлана Черникова

В мастерской художника. Алексей Юсупов

В мастерской художника. Наталья Плешкова

В мастерской художника. Мария Браковенко

В мастерской художника. Александр Мамонтов

 



Интересно? Поделись с друзьями!

Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь с помощью вашей учетной записи в одной из социальных сетей или зарегистрируйтесь на сайте.

«Мир Белогорья» подвел итоги конкурса «Простые решения сложных задач». С сентября самые активные и креативные белгородцы рассказывали, как легко решать бытовые проблемы. Сегодня мы определили победителей.
«Вдох – выдох, и мы опять играем…». Они действительно играют, как дышат. Они – это участники международного фестиваля современного театра «Наш кислород 2.0», который проходил в Белгороде 13-14 мая.
12 июля 1943 года – эта дата многое значит для всей страны. Ведь именно в тот день в Прохоровке произошло великое танковое сражение. В память о нем ежегодно проводится фестиваль «Третье ратное поле России».
На этих выходных в Борисовском районе наступит «Хотмыжская осень». Вспоминаем, с чего начиналась история фестиваля, и знакомимся с программой очередного праздника, который пройдет 2 сентября. Приглашены все желающие!
Хотите творить, развиваться и заражать энтузиазмом других? Мечтаете заниматься любимым делом и хорошо зарабатывать? Тогда вам просто показано открыть творческую студию. Эксперты поделятся советами о том, как это сделать.

Авторизуйтесь на сайте с помощью уже существующей учетной записи в любой социальной сети. Это просто!