Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

С белгородского на русский. Балаган, тырпуг и выйце

С белгородского на русский. Балаган, тырпуг и выйце

Что за балаган вы тут устроили? Этот вопрос обычно задают детям, учинившим в комнате беспорядок, или же шумной компании, мешающей соседям. Суматоха, неразбериха, что-то безумное, и в то же время яркое, красочное и веселое – именно с этим и ассоциируется у нас балаган. Только изначально это слово обозначало нечто другое.

Существует два толкования слова «балаган»: в официальных словарях так называют легкие деревянные постройки и проходящие в них ярмарочные представления, а в нашем регионе, например, в селе Волотове Чернянского района, балаган – это сарай для хозяйственного инвентаря. Давайте разберемся, почему в это слово вкладывают столь различные понятия.

Вообще слово «балаган» заимствовано из персидского, где «балаханами» называли шатры из жердей и тканей. В России же так называли ярмарочные собрания, которые появились как продолжение традиции скоморошества в середине XVIII века, в годы правления Екатерины II.

Балаганы представляли собой временные сооружения из тонких досок с крышей из грубой ткани. Актеры показывали здесь нечто среднее между театральными постановками и фольклорными играми. Сценария, как такового, не было, и артисты часто импровизировали, обращаясь к публике. В свою очередь выражение «устроить балаган», пошло от балаганных зазывал, которые крикливо и назойливо приглашали посетителей на представление. Так, со временем для сельских жителей балаган стал символом хаоса и неразберихи.

устроить балаган

Фото: «Мир Белогорья»

В селах Чернянского района балаганом называли постройку, в которой хранили сельскохозяйственные инструменты. Сельские жители складывали в свой балаган все, что могло пригодиться. Здесь хранились инструменты для ремонта упряжи, одежды, обуви. Сломанные косы, вилы и топоры не выбрасывали, а прятали в балагане. В старых ведрах можно было найти ржавые гвозди, дверные крючки, петли, навесы. Со стороны казалось, что в балагане царит полная неразбериха. Но хозяин прекрасно разбирался в этом хаосе и мог рассказать историю каждой вещи.

Найти в балагане у мастеровитого хозяина можно было и тырпуг (он же монтачка). На западе Белгородской области так называют предмет для заточки кос. Тырпугом мог служить и абразивный брусок с деревянной ручкой, и обломок рыхлого камня подходящего размера, и даже кусок угольной породы. Но косарь, если позволяли обстоятельства, на тырпуге не экономил, потому что результативность работы напрямую зависела от состояния косы.

Коса, при всей кажущейся простоте, инструмент, требующий должного ухода. Ближняя к деревянной ручке – косовищу – часть называется пятка, и при настройке она не точится, а отбивается молотком на специальной металлической наковальне. Другое дело носок – дальняя от косовища часть. Во время работы его приходилось затачивать тырпугом каждые полчаса или час.

При замахе носок срезает более тонкие стебли, и чтобы трава не сминалась, его натачивают до остроты бритвы. За один взмах опытный косарь скашивал около килограмма сырой травы. При этом стоит отметить, что, высыхая, сено становится вчетверо легче. На зиму на одну корову заготавливали до шести тонн сена, а для этого косарю нужно было сделать около 24 тыс. замахов. За это время тырпуг использовали 500-600 раз.

Среди сельхозинвентаря в балагане можно было найти и выйце. Так в селах Ровеньского района называли жердь для упряжи волов, которую, к слову придумали чумаки – это возчики, перевозившие на волах с Азовского моря в районы Восточной Украины соль и рыбу. Упряжка, которую они использовали, выдерживала путь в несколько сотен километров.

Как пишет историк Леонид Милов, в начале XIX века на целинных черноземах белгородской провинции был широко распространен тяжелый малороссийский плуг с одним лемехом (острым наконечником). Во время работы с таким плугом к выйцу прикладывалось усилие 6-8 волов, каждый из которых весил около тонны. Поэтому делали его из дуба, ясеня или орешника. В лесу выбирали ровный ствол нужного диаметра, срезали и высушивали в вертикальном положении. Затем закрепляли на концах металлические обручи. При бережном отношении выйце служило много лет. Но и после оно продолжало приносить в хозяйстве пользу – снятым с упряжи выйцем могли подпереть провисшую ветку плодового дерева или прижать копну сена, оберегая ее от ветра.