Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

С белгородского на русский. Светец, слыпунец и днит

С белгородского на русский. Светец, слыпунец и днит

русская изба

Фото: Евгения Здесенко

Уют в деревенской избе складывался из мелочей: тепла от русской печи, запаха домашней выпечки, пения домочадцев. Особую атмосферу создавало освещение, ведь раньше за отсутствием электричества источником света в домах служили особые приспособления, которые давно позабыты и сейчас уже не востребованы. Что заменяло светильники прошлым поколениям?

На протяжении многих веков дома освещали лучинами – тонкими деревянными палочками. Для удобства их использования в быту применялся так называемый светец (по-другому – лучинник). Такое приспособление для укрепления горящей лучины изначально представляло собой небольшую кованную вилку, в расцепе которой и устанавливалась лучина. Это позволяло без помех переносить огонь в любую часть избы. Лучинник обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.

Из-за отсутствия металла первые светцы делались из старых подков: их забивали в деревянную стену, и в эту скобу вставлялась лучина. Цельнокованные металлические светцы начинают широко использоваться в быту с конца XIX века – в период интенсивного развития железнодорожной промышленности в России. Их ковали не в деревенских кузнях, а изготавливали в промышленных масштабах и продавали в лавках и на ярмарках.

Металлические светцы выглядели намного изящнее своих предшественников: расщепы лучинника выполнялись в виде завитков, лучей с шишками или своеобразными серьгами, которые при легком сотрясении качались, звеня и поблескивая в отраженном пламени лучины. Сейчас светец можно встретить в музеях народной культуры и коллекциях антикваров, ведь они представляют не только историческую, но и художественную ценность.

На смену лучинам пришли масляные лампы с фитилем, которые в селах Грайворонского района называли слыпунцы. Для такой лампы годилось глиняное или металлическое блюдце. На дно наливали немного растительного масла или растопленного животного жира, в который опускали фитиль – свитый из пакли жгут. Один его конец выводили на край блюдца и поджигали. Для яркости в одной лампе укладывали сразу несколько фитилей. Слыпунец при правильно уложенном фитиле освещал помещение весь вечер. Но его свет был тусклым, отсюда и название.

Белгородский музей народной культуры

Предметы крестьянского быта. Фото: Белгородский музей народной культуры

Более удобным приспособлением была керосиновая лампа. С ее устройством связано понятие «днит». Так в Ровеньском и Вейделевском районах Белгородской области называют фитиль лампы. Интересно, что больше ни в одной местности это диалектное слово не употребляют, хотя сами керосинки в свое время были распространены повсеместно.

Фитили для таких ламп обычно делались из хлопка, который быстро выгорал и начинал через некоторое время покрываться копотью. Поэтому его периодически приходилось подрезать ножницами. Есть версия, что слово «днит» – это сокращение от глагола «дымит».

Сила пламени в простейшей керосиновой лампе регулировалась ручками, вращением которых фитиль поднимался или опускался. Когда надо было уменьшить или увеличить силу пламени, говорили «прикрути днит» или «выкрути днит».

Более сложным осветительным прибором был керогаз. Широкое распространение в России он получил в 50-60-е годы прошлого века. Разжечь керогаз – непростое дело. Надо было наполнить резервуар керосином и выкрутить регулятор до отказа. Как только фитиль пропитывался керосином, его поджигали сразу в нескольких местах и давали разгореться в течение 5-7 минут. Но, как и керосинка, керогаз тоже периодически начинал покрываться копотью. Во избежание этого днит прочищали стальной проволокой. Вообще, керосиновые лампы и керогазы требовали регулярной замены фитилей, и днит в сельских магазинах был ходовым товаром.

Фото на превью: Белгородский музей народной культуры