Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

С белгородского на русский. Кулинарные традиции

С белгородского на русский. Кулинарные традиции

традиционные русские блюда

Если сейчас поход за продуктами – дело обычное, которому особого внимания никто не придает, то раньше о таком даже и не мечтали. Все делалось своими руками: сами выращивали хлеб, возделывали огородные культуры, взбивали масло. Из натуральных продуктов готовились особые, традиционные блюда, характерные для нашей местности. Некоторые яства тех времен можно попробовать и сейчас. Но есть кулинарные рецепты, которые помнят лишь старожилы нашей области.

Так, например, в Афанасьевке Алексеевского района раз в год пекли жаворонки, они же жеварнушки или жаварнушки. Жители села вспоминают:

Готовили их из простого постного теста. Вот как, по воспоминаниям старожилов, это делали в Козинках:

Пекли одинаково, а называли по-разному. Иногда жаворонками, как в Афоньевке, а иногда сороками, как старожилы Ивановской Лисицы.

Жаворонков пекли в День памяти сорока Севастийских мучеников, который отмечается 22 марта. Севастийские мученики – это воины, которые в 320 году приняли смерть за Христа. А вот приметы и придания были связаны с приходящимся на эти дни весенним равноденствием. Печеных жаворонков рассаживали на ветки или же бросали через стог сена, а детишки поднимали их над головой с криками «приди весна». Также в этот день загадывали желания.

Еще одно традиционное русское блюдо – каравай – на слуху у каждого. Но знаете ли вы, что такое ряженый каравай? Прежде чем рассказать, в чем отличие ряженого каравая от обычного, стоит напомнить, что караваем у славян называли свадебный хлеб. Слово «каравай» произошло от слова «корова», которым в южно-русских диалектах называли… невесту. И это вовсе не было оскорблением. Корова еще со времен язычества считалась символом плодородия, изобилия, продолжения рода.

каравай

Белгородский ряженый каравай занимал весь стол и походил на длинный батон. В белгородских селах еще во время сватовства за стол усаживались родственники со стороны жениха и со стороны невесты. Чтобы каждому досталось по куску, каравай выпекали «с запасом», вспоминают жительницы губкинского села Чуево:

Делать ряженый каравай приглашали только замужних женщин, у которых есть дети. Выпекая его, они как бы делились своей счастливой семейной жизнью с молодоженами. А отправлять в печь свадебный каравай полагалось женатому мужчине. Испеченный каравай, накрывали расшитым холстом – наряжали, а к гостям выносили на специально сшитом рушнике. Поэтому и звали такой каравай ряженым. И чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут молодожены.

Раньше селяне любили побаловать себя квасом. Да и сейчас этот напиток не менее популярен. А ведь знакомая всем поговорка «перебиваться с хлеба на квас» означает скудное питание. По традиции в северо-восточных регионах России на приготовление кваса шли зачерствевшие хлебные корки и сухари. По сути «… с хлеба на квас» значило питаться только хлебом. Но с такой поговоркой вряд ли согласятся старожилы Красненского района:

А в Чернянском районе квасом называли… окрошку. Холодильников в ту пору не было, еда, приготовленная на огне, быстро портилась. Вот и заправляли нарезанные продукты запасенным в погребе квасом. А еще в селах традиционно готовили разом на всю семью. Молодежь предпочитала куски покрупнее, а старикам, чтобы легче было жевать, нарезали помельче. Окрошка, благодаря квасу, примиряла и тех, и других. Вот такой квасной патриотизм.