При слове «сувенир» у большинства возникают ассоциации с банальным магнитом, который от города к городу меняет только изображение главной достопримечательности. Однако в Белгородском художественном музее утверждают, что такие однотипные сувениры уже не пользуются былым спросом.
«Конечно, сейчас больше нашего хотят. Люди устали от этих магнитиков и хотят привести другое: тот же бисер, те же традиционные белгородские куклы. Москвичи очень ценят соломплетение», – рассказала менеджер художественного салона-музея Лариса Величко.
По словам эксперта, даже молодежь стала больше интересоваться традиционными изделиями народных промыслов.
«Зарубежные гости предпочитают традиционные российские промыслы: хохлома, матрешки, расписанные тульские самовары, – покупатели наших регионов – местную керамику: борисовскую, старооскольские свистульки. Стараются купить то, что присуще нашему региону», – пояснила Лариса Величко.
О спаде интереса к китайской продукции говорит и заместитель начальника отдела продаж Борисовской керамики Владимир Попитченко.
«Тенденции на сувенирном рынке меняются. Китайской продукции становится меньше. То, что завозилось несколько лет назад из Китая в огромных количествах, в связи с разницей в курсе валют стало дороже. Наши ритейлеры смотрят в направлении российского производителя», – обозначил тенденции Владимир Попитченко.
Даже елочные игрушки и сувениры новогодней тематики сейчас пользуются большим спросом, если они местного производства и расписаны вручную. Также популярны и полезные мелочи.
«Пользуется спросом продукция, которая носит прикладной характер, – копилки, панно, а также мелки изделия, например, подставки под чайные пакетики. То, что раньше в больших количествах везли из Китая, сейчас заказывается у нас», – рассказал эксперт.
Как пояснила представитель региональной общественной организации декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Мастера Белогорья» Людмила Лукьянова, среди сувениров ручной работы наибольшим спросом пользуются изделия из бисера, причем с русскими народными орнаментами. Привлекают покупателей и куклы-обереги, а вот на детские товары и игрушки ни сами дети, ни молодые родители внимания не обращают.
«Очень активно народными изделиями интересуются мужчины. Это удивительно. Совершенно не пользуются спросом детские игрушки. Будет рядом китайское лежать – купят китайское. И дети не смотрят», – утверждает мастер Людмила Лукьянова.
По мнению председателя организации «Мастера Белогорья» Виктории Багдасаровой, единого понимания, каким должен быть белгородский сувенир, за долгие годы так и не сложилось. Поэтому мало кто из мастеров делает изделия именно с белгородской символикой – на них просто нет покупателей.
«Им необязательно, чтобы это была именно белгородская сувенирная продукция. Покупатели стали чаще приобретать изделия ручной работы в принципе», – рассказал Виктория Багдасарова.
В компании «Белгифт», производящей сувенирную продукцию, сделали небольшую партию необычных магнитов с символами областного центра, но продаются они лишь в нескольких торговых точках, и на большие объемы продаж такого продукта рассчитывать не приходится.
«У человека есть понимание суммы на сувенир в районе 200 рублей – дороже его никто не купит, а чтобы интересная и оригинальная вещь стоила в этом пределе, должен быть тираж. А чтобы был тираж – должен быть рынок и спрос. Соответственно, либо это должен быть большой туристический поток, которого в Белгороде нет, либо большое население, которое активно перемещается», – объяснил руководитель компании «Белгифт» Сергей Гребенников.
Тем не менее в белгородских музеях можно встретить календари, закладки и открытки с символикой не только Белгорода, но и районов области, изготовленные местными мастерами. И именно эта продукция постепенно вытесняет сувенирный ширпотреб.
Фото: Иван Иванов