Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

Архитектурная среда. Эклектика

Архитектурная среда. Эклектика

Крестовоздвиженский храм в Белгороде

Крестовоздвиженский храм, ул. Везельская, 154. Фото: Алла Голдинова

Εκλεκτός. Избранный. Отборный. Так с греческого переводится название архитектурного стиля, о котором сегодня пойдет речь – эклектика. Изначально этот феномен зародился в философии и представлял собой способ построения общей философской системы путем сочетания различных положений, заимствованных из других философских течений. Проще говоря, эклектика объединяла под своим началом порой совершенно различные идеи разных философов. Спустя века этот принцип, уже немного видоизмененный, был заимствован архитекторами.

Архитектурный эклектизм начал развиваться в 30-х годах XIX столетия и на протяжении века доминировал в Европе и России в том числе. Это направление имеет и другие названия: романтизм, боз-ар или же историзм. Для зданий эпохи эклектики характерно переосмысление архитектуры прошлого и умелое сочетание элементов исторических стилей. По сути, все направления с приставкой «нео» можно отнести к эклектике: неоклассицизм, неовизантийский стиль, необарокко, неоготика и другие.

Белгородскую область это направление в архитектуре не обошло стороной. Черты эклектики прослеживаются во многих зданиях, большей частью в храмовых и церковных постройках. При этом наиболее популярны сочетания русского стиля и классицизма или же классицизма и барокко, элементы которых могут органично уживаться друг с другом.

Не стоит путать эклектику с похожим направлением под названием фьюжн. Объясним подробно почему. Во-первых, второй из указанных стилей был создан изначально как направление в дизайне интерьера, а не архитектуры. К тому же появился фьюжн гораздо позже эклектики – предположительно в конце ХХ века. И это уже второе отличие. Но самое главное расхождение заключается, конечно, не во временных рамках. Так, эклектика представляет собой совмещение проверенных временем, уникальных, исторических стилей, каждый из которых стал символом своей эпохи не только в архитектуре, но и в живописи, литературе и других сферах. А фьюжн опирается на немного другой принцип, который простыми словами можно обозначить как сочетание несочетаемого. И здесь могут использоваться совершенно различные варианты не только исторических и современных стилей, но и просто новых необычных архитектурных элементов. Но и в том, и в другом случае экспериментирование со стилями должно быть оправданным.

По сути, относить эклектику к отдельному полноценному архитектурному стилю не стоит, правильнее будет ее назвать квинтэссенцией лучших стилей предыдущих времен. Конечно, только если работа архитектора сделана со вкусом и тонким мастерством, а само здание является достойным преемником исторических архитектурных памятников, а не пародией на них.

О других архитектурных направлениях, в стиле которых выполнены белгородские здания, вы можете прочитать в прошлых материалах «Архитектурной среды»:

Архитектурная среда. Древнерусское зодчество
Архитектурная среда. Неовизантийский стиль
Архитектурная среда. Модернизм
Архитектурная среда. Символизм
Архитектурная среда. Постмодернизм
Архитектурная среда. Модерн
Архитектурная среда. Барокко
Архитектурная среда. Классицизм
Архитектурная среда. Хай-тек