Архитектурная среда. Барокко

Архитектурная среда. Барокко

Причудливый, странный. Именно так с итальянского переводится barocco – название стиля, покорившего Европу в XVII веке. Но здания эпохи барокко вернее будет назвать торжественными, парадными и экспрессивными, нежели странными. В Белгороде представители этого направления являются старейшими зданиями. О создании этих исторических построек, их особенностях и влиянии национальной культуры на архитектурный стиль рассказала Людмила Колесникова.

Людмила Ильинична Колесникова – заслуженный архитектор России, член Союза архитекторов России, профессор кафедры архитектуры и градостроительства БГТУ им. Шухова, аттестованный государственный эксперт по работе с объектами культурного наследия народов РФ.

Барокко в России получило название по именам владельцев, которые заказывали постройки – петровское, строгановское, голицинское, елизаветинское, нарышкинское и другие. Однако каждое из них впитало русскую культуру, что и позволяет объединить их под общим названием русское барокко.

«Надо сказать, что все архитектурные стили все равно развиваются на базе национальной культуры. И все, что пришло в Россию, имеет свои черты, свои особенности. И когда в нашу страну в конце XVII века начинает проникать европейское барокко, оно заимствует традиции русской архитектуры – многие детали, композиционные приемы, декоративные элементы», – комментирует Людмила Колесникова.

Основные черты, присущие барокко: вычурность и сложность форм, создание пространственных иллюзий, игра света и теней, большие или порой даже гигантские размеры, динамичность, так называемая «боязнь пустоты» – обилие деталей на фасаде здания.

Однако своеобразные отличительные черты характерны для барокко именно в провинции, где вы не увидите таких пышных форм и вычурного убранства, как в крупных городах. Например, для провинциального барокко характерно использование лепнины в оформлении фасадов, что помогало сэкономить на дорогих материалах.

Проследить развитие стиля барокко в нашем городе можно именно на примерах храмовой архитектуры, в то время как в России в целом этот стиль проявляется и в дворцовых постройках. Так, Зимний дворец в Санкт-Петербурге – яркий представитель этого направления. В Белгороде стиль барокко ярко демонстрируют храмы и соборы.

Успенско-Николаевский собор (ул. Пушкина, 19)

Самый старый из сохранившихся храмов в Белгороде – Успенско-Николаевский. Его строительство начато в 1692 году. Согласно историческим документам, на постройку пожертвовал деньги сам Петр I.

В композиции здания используется прием «восьмерик на четверике», который изначально применяли в русском зодчестве, а потом его позаимствовало и барокко. Это контрастное сочетание создает особый динамизм, стремление ввысь, что также является характерной чертой для данного архитектурного направления.

«Восьмерик на четверике» – тип композиции, присущий в основном церковным зданиям, при которой нижняя часть представляет собой куб, а верхняя – восьмигранник.

Успенско-Николаевский собор представляет собой сложную комбинацию барокко и русского стиля. Так, о последнем нам говорит оформление окон и шатровая колокольня храма.

Покровская церковь Марфо-Мариинской обители (ул.Пушкина, 19-а)

Впервые Покровская церковь упоминается в 1626 году. А каменный храм был построен уже в 1791 году. Вместе с Успенско-Николаевским собором они объединены в монастырский ансамбль. В композиции Покровской церкви мы тоже наблюдаем четверик, но уже со сложной апсидой.

Апсида – элемент, который в храмовой архитектуре представляет собой пристройку, примыкающую к основному объему здания и перекрытую полукуполом или сомкнутым полусводом.

С течением времени храм обрастает новыми постройками, которые влияют на цельность его стиля. И если архитектура Успенско-Николаевского собора тесно переплетается с русским стилем, то Покровская церковь содержит элементы раннего классицизма – пилястры на фасаде здания, строгие формы четырехъярусной колокольни, цветовое оформление.

Смоленский собор (Гражданский просп., 50а)

Смоленский собор, построенный в середине XVIII века – редкий тип храма. Как и другие белгородские постройки в стиле барокко, он вобрал в себя черты русской архитектуры. Так, столпы, переходящие в своды внутри храма, – прием, характерный именно для русского зодчества. Однако игра объемов здания, динамичность форм, увеличенные элементы, стремящиеся к гигантизму (например, двухэтажная овальная апсида) – решения, присущие именно направлению барокко.

Фото: Евгения Здесенко



Интересно? Поделись с друзьями!

Чтобы оставлять комментарии, авторизуйтесь с помощью вашей учетной записи в одной из социальных сетей или зарегистрируйтесь на сайте.

  
Новости с доставкой. Смотри без телевизора

По мнению большинства работников, уровень заработной платы остается главным мотивирующими фактором для персонала. Но на деле это работает недолго. Кроме того, есть куда более эффективные способы мотивации.
Как из простого щенка воспитать настоящего хвостатого полицейского? Секретами подготовки собак для правоохранительных органов поделились специалисты белгородского регионального Центра кинологической службы.
Часто глупость, сказанную кем-то, хочется просто оставить без комментариев. Прикрыть рукой глаза и безнадежно покачать головой... Такой жест в интернет-пространстве окрестили фейспалмом.
Человек-график. Как художница из Ташкентской области Милада Исаева оказалась в Белгороде? Для чего представители этой творческой профессии изучают пластическую анатомию? И зачем художники травят металл?
В своем имении «Спасское-Лутовиново», что в Орловской области, Иван Тургенев прожил 17 лет. Здесь он написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». Забываем про роуминг и отправляем туда вместе с компанией Tele2.

Авторизуйтесь на сайте с помощью уже существующей учетной записи в любой социальной сети. Это просто!

slogin.info