Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Рекламная служба: +7 (4722) 58-44-04
Канал «Мир Белогорья» в YouTube
Канал «Мир Белогорья» в Telegram
Страница «Мир Белогорья» в Одноклассниках
Страница «Мир Белогорья» ВКонтакте
Страница «Мир Белогорья»
Возрастное ограничение посетителей сайта 16+

Голоса Смоленского собора

Голоса Смоленского собора

Белгородцы давно привыкли к звону церковных колоколов. Сейчас даже трудно представить, что в нашем городе этого малинового звона не было слышно более полувека. Кстати, словосочетание «малиновый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Оно происходит от названия бельгийского города Мехелен, который по-французски называется Мали́н. В Средневековье там разработали удачный сплав для литья колоколов. С тех времен на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон.

Однако звучание колоколов, о которых пойдет речь, родилось отнюдь не в Бельгии, а в Москве и (как ни странно) связано с грузовиками марки ЗИЛ. Почему? Просто восемь колоколов Смоленского собора областного центра в 1995 году отлиты в мастерской АМО «ЗИЛ». Настоятель собора протоирей Павел Вейнгольд рассказал, что изначально эти колокола предназначались для храма на Поклонной горе, но не подошли из-за скромного внешнего вида. Колокольный звон Смоленского собора горожане услышали 20 апреля 1995 года.


soboor1

 

Первый звонарь

– Первое время, после того, как колокола были подняты, звонить еще никто не умел, так что очень длительное время я звонил сам, – рассказал Павел Вейнгольд. – И в связи с этим открою вам секрет, что на языке большого колокола была привязана веревка, которая спускалась ко мне в кабинет. Таким образом, я, сбегая по лестнице, на ходу из кабинета дергал последний раз, и когда этот гулкий удар разносился по округе, я бежал по лестнице дальше вниз и уже в алтаре давал возглас. Ведь так полагается, чтоб первый возглас священника звучал после последнего удара колокола. И бабушки всегда удивлялись, откуда я прибегаю.

Долгие годы, вплоть до Пасхи 1995 года, Христов праздник вместо колоколов славили подручными средствами: это могли быть рельсы или газовый баллон. А все потому, что колоколов не было: один колокол был в Николо-Иосафовском соборе, но и в него звонили крайне редко.

Когда звонят колокола

В колокола звонят для призыва на церковную службу, отмечания времени и особых событий, таких как венчание, отпевание или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.

«Наши колокола слышны за 20 минут пешего хода, – рассказал Павел Вейнгольд. – Значит звон надо было бы начинать за 20 минут до начала службы, то есть в 7:40. Человек услышал звон, собрался и пришел к началу службы».

Первый звон

В первое время далеко не все белгородцы внимали колокольному звону с радостью. Как вспоминает Павел Вейнгольд, люди, ждавшие первого колокольного звона, собирались на площади, где раньше стоял памятник Щепкину, и пришедших было такое количество, что они заполняли ее. «Были и те, кто звонили и говорили, что это безобразие и у них от нашего звона вылетают стекла. Таких людей было немного, тем не менее, мы решили сократить время звона до 10 минут», – протоирей.

soboor2

 

Как у собора появился голос

1990-е годы – отнюдь не самое благополучное время в российской истории, тем не менее, именно в то время нашлись люди, с помощью которых ожила колокольня Смоленского собора. Это были и частные пожертвования, и приношения от целых коллективов. Кроме того, помощь оказало региональное отделение одного из банков.

Кроме финансовых трудностей, были и вопросы чисто технического характера. Помощь пришла не только из Белгорода, но и из Старого Оскола: «Требовался кран большой грузоподьемности с дополнительными секциями, чтобы достать на необходимую выстоу, также ему необходимо было работать в условиях малого пространства во дворе храма. Именно такой и приехал из Старого Оскола», – вспоминает настоятель Смоленского собора Павел Вейнгольд.

В Светлую седмицу любой православный может позвонить в колокола и, по утверждению отца Павла, этот звон врачует не только душу, но и тело.

– Колокольный звон вызвал у горожан большой интерес, – рассказал протоиерей. – На первую Пасху, после того, как были восстановлены колокола, пришло очень много людей, которые пожелали позвонить. Мы тогда отобрали тех, у кого лучше всего получалось. А сейчас мы еще приобрели для детей маленькую звонницу – копию нашей большой... Это дело и полезное и сложное одновременно, но очень важное, ведь это голос, который вторит нашему голосу и усиливает нашу молитву.